Название документа |
"ГОСТ Р 51631-2000. ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ" |
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 21.07.2000 N 195-ст) |
Источник публикации |
М.: ИПК Издательство стандартов, 2000 |
Примечание к документу |
Утрачивает силу с 1 июля 2009 года в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 21.07.2008 N 143-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ Р 51631-2008. |
|
КонсультантПлюс: примечание. |
С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ. |
|
Введен в действие с 1 июля 2001 года. |
Текст документа |
|
Принят и введен в действие |
Постановлением Госстандарта РФ |
от 21 июля 2000 г. N 195-ст |
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|
ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ |
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ |
|
Passenger lifts. |
Technical requirements of accessibility |
for disabled persons |
|
ГОСТ Р 51631-2000 |
|
Группа Ж22 |
|
ОКП 48 3611 |
48 3621 |
|
Дата введения |
1 июля 2001 года |
|
Предисловие |
|
1. Разработан Инженерно-научно-техническим предприятием "ЦентрЛифт-АКЛ", Акционерной компанией "Лифт" и ОАО МОСОТИС Российской Федерации. |
Внесен Техническими комитетами по стандартизации ТК 209 "Лифты, строительные подъемники и эскалаторы" и ТК 381 "Технические средства для инвалидов". |
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21 июля 2000 г. N 195-ст. |
3. Настоящий стандарт разработан по заказу Минтруда России в соответствии с федеральной комплексной программой "Социальная поддержка инвалидов", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г., N 59. |
4. Введен впервые. |
|
1. Область применения |
|
Настоящий стандарт распространяется на пассажирские лифты, предназначенные для оборудования жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений, отвечающих требованиям [1 - 5] и других федеральных, ведомственных и региональных нормативных документов на проектирование жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений. |
Стандарт устанавливает технические требования к конструкции, системам управления и устройствам лифтов и лифтовых узлов зданий и сооружений, которые обеспечивают их доступность для пассажиров-инвалидов с нарушением сенсорных функций (зрения и слуха) или статодинамической функции, включая инвалидов, пользующихся креслами-колясками и другими вспомогательными техническими средствами передвижения, а также для пассажиров, относящихся к маломобильной группе населения (далее - пользователи). |
Требования настоящего стандарта являются обязательными. |
Примечание. Требования настоящего стандарта могут быть частично или полностью использованы при модернизации находящихся в эксплуатации пассажирских лифтов с целью обеспечения их доступности для пассажиров-инвалидов. |
|
2. Нормативные ссылки |
|
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: |
ГОСТ 5746-83. Лифты электрические пассажирские. Основные параметры и размеры |
ГОСТ 22011-95. Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия |
ГОСТ 26334-84. Лифты электрические. Ряды грузоподъемности и скорости |
ГОСТ 28911-98. Лифты и грузовые малые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления |
ГОСТ 30471-96/ГОСТ Р 50602-93. Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры |
ГОСТ 30475-96 (ИСО 6440-85)/ГОСТ Р 50653-94 (ИСО 6440-85). Кресла-коляски. Термины и определения. |
|
3. Определения и сокращения |
|
3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: |
3.1.1. Система управления, дверь комбинированная, кабина, кабина проходная, кнопка вызова, кнопка приказа, кнопочное управление, кнопочный пост управления, команда управления, лифт, лифт пассажирский, полезная площадь пола кабины: согласно [6]. |
3.1.2. Доступность лифта (лифтов) для пассажиров-инвалидов: возможность для пассажиров-инвалидов перемещаться в пределах лифтового холла, вызвать лифт и при помощи лифта беспрепятственно перемещаться на нужный этаж (уровень) здания (сооружения). |
3.1.3. Инвалид: лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. |
3.1.4. Кресло-коляска: по ГОСТ 30475/ГОСТ Р 50653. |
3.1.5. Маломобильная группа населения: лица преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения, беременные женщины и т.п. |
3.1.6. Пассажирский лифт, доступный для инвалидов: пассажирский лифт, отвечающий установленным требованиям доступности для пассажиров-инвалидов и маломобильных групп населения. |
3.1.7. Пользователь: инвалид или лицо, относящееся к маломобильной группе населения, являющееся пассажиром лифта, доступного для инвалидов. |
3.1.8. Сопровождающий: лицо, оказывающее помощь пользователю при входе и выходе из кабины лифта, а также при управлении ею. |
3.1.9. Ширина кабины лифта: по ГОСТ 5746. |
3.1.10. Глубина кабины лифта: по ГОСТ 5746. |
3.2. В настоящем стандарте применяют следующие сокращения: |
КК - кресло-коляска; |
ЛДИ - пассажирский лифт, доступный для инвалидов. |
|
4. Общие требования |
|
4.1. ЛДИ должны отвечать требованиям настоящего стандарта по их доступности для пользователей, а также требованиям ГОСТ 22011 [6], в том числе по безопасности. |
4.2. В зависимости от расстройства функций организма пользователей, для транспортирования которых предназначен ЛДИ, должна быть обеспечена возможность их транспортирования в положении сидя, стоя и сидя в КК с одним сопровождающим или без него. |
Определение габаритных размеров кабины ЛДИ следует проводить с учетом минимальных размеров площадки, приведенных в таблице 1, необходимой для размещения пользователя в КК (без сопровождающего или с ним). |
|
Таблица 1 |
|
┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐ |
│ Положение пользователя │ Минимальные размеры │ |
│ при транспортировании │ площадки, необходимой │ |
│ │для размещения пользователя│ |
│ │ (ширина x глубина), мм │ |
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤ |
│ Сидя в КК <***> без сопровождающего│ 800 x 1250 <*> │ |
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤ |
│ Сидя в КК <***> с сопровождающим, │ 800 x 1600 <**> │ |
│находящимся позади КК │ │ |
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤ |
│ Сидя в КК <***> с сопровождающим, │ 1100 x 1400 │ |
│находящимся сбоку КК │ │ |
├────────────────────────────────────┴───────────────────────────┤ |
│ <*> Для ЛДИ, предназначенных для оборудования общественных│ |
│и промышленных зданий, рекомендуется принимать размеры площадки│ |
│900 x 1250 мм. │ |
│ <**> Для ЛДИ, предназначенных для оборудования общественных│ |
│и промышленных зданий, рекомендуется принимать размеры площадки│ |
│900 x 1600 мм. │ |
│ <***> Габаритные размеры КК по ГОСТ 30471/ГОСТ Р 50602. │ |
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ |
|
4.3. ЛДИ, предназначенные для транспортирования пользователей в КК, должны иметь: |
- ширину кабины - не менее 1100 мм; |
- ширину дверного проема - не менее 800 мм. |
Размеры (внутренние) кабины ЛДИ (ширина x глубина), которые позволяют инвалиду в КК маневрировать в кабине, рекомендуется принимать не менее 1950 x 1400 мм. |
4.4. Минимальная ширина (в свету) входного проема в кабину ЛДИ, предназначенного для транспортирования пользователей в КК, должна быть 800 мм. |
Примечание. При проектировании новых зданий и реконструкции старых рекомендуется принимать ширину дверного проема ЛДИ не менее 900 мм. |
|
4.5. Грузоподъемность ЛДИ определяется в соответствии с 3.2 и 3.3 [6] в зависимости от площади пола кабины. В полезную площадь кабины не входит площадь, занимаемая плинтусами и проекцией поручней. |
Рекомендуется основные параметры и размеры ЛДИ принимать по ГОСТ 5746 и ГОСТ 26334. |
При определении грузоподъемности ЛДИ массу пользователей при их транспортировании без сопровождающего следует принимать, кг, не менее: |
120 - при транспортировании сидя или стоя; |
155 - при транспортировании в КК. |
Примечание. При транспортировании в КК в общественном и промышленном здании и сооружении рекомендуется принимать 225 кг. |
|
Массу сопровождающего следует принимать не менее 100 кг. |
4.6. Для обеспечения возможности перемещения пользователя в положении сидя кабина ЛДИ может быть оборудована откидным сиденьем размерами, мм: |
400 - 500 - ширина; |
300 - 400 - глубина; |
500 +/- 10 - высота над уровнем пола кабины. |
Сиденье должно размещаться у стены кабины и при освобождении автоматически возвращаться в откинутое положение. |
4.7. Точность остановки кабины ЛДИ должна быть в пределах +/- 15 мм. |
4.8. Двери кабины и шахты ЛДИ должны быть горизонтально-раздвижными, открывающимися и закрывающимися автоматически. |
В ограниченных (обоснованных) случаях допускается использование распашных дверей шахты и комбинированных (распашная - раздвижная) дверей кабины при выполнении следующих требований: |
- должна быть обеспечена возможность беспрепятственно открывать и закрывать двери; |
- двери должны сохранять открытое положение до тех пор, пока пользователь после посадки или высадки не произведет действия, предусмотренные для их закрытия. Закрытие дверей должно быть автоматическим; |
- усилие, прилагаемое к ручкам двери шахты, открываемой вручную - не более 40 Н; |
- размеры посадочной площадки перед ЛДИ должны позволять пользователю открыть дверь кабины и шахты и выполнить маневр для перемещения; |
- глубина кабины должна быть увеличена по сравнению с кабиной лифта, оснащенной горизонтально-раздвижными дверями на величину, которая необходима для открытия комбинированной двери (дверей при проходной кабине); |
- в глухих, выполненных из непрозрачного материала, дверях шахт и (или) кабин лифтов должно быть выполнено смотровое отверстие, отвечающее требованиям 5.1.9, 5.1.10 и 5.5.17 [6]. Нижний край смотрового отверстия должен быть размещен на высоте 1000 - 1100 мм над уровнем порога. |
4.9. Цвет окраски дверей шахты и кабины ЛДИ должен быть контрастным относительно цветов передней стены шахты и стен кабины соответственно. |
4.10. Поверхность пола кабины ЛДИ, на котором размещается пользователь, должна быть изготовлена из материала, препятствующего скольжению. |
На посадочных площадках следует обеспечить условия, предотвращающие опасность скольжения и травмирования пользователя. Использование полированных материалов в качестве отделки пола кабины лифта и посадочных площадок не допускается. |
4.11. Цвет окраски порога кабины ЛДИ должен контрастировать с цветом пола посадочной площадки и пола кабины. Цвет пола кабины должен контрастно отличаться от цвета пола посадочной площадки. |
4.12. Как минимум, на одной из боковых стенок кабины ЛДИ должен быть установлен горизонтальный поручень, доступный для пользователя. |
Рабочая часть поручня, если она некруглой формы, должна иметь минимальный и максимальный описанные диаметры 30 и 50 мм. |
При выполнении поручня круглой формы его диаметр (40 +/- 5) мм. |
Поручень не должен загораживать панель управления в кабине. Допускается в зоне размещения панели управления делать разрыв поручня. |
Зазор между поручнем и стенкой кабины - не менее 40 мм. |
Поручень должен быть расположен на высоте 900 - 1100 мм над уровнем пола кабины. |
4.13. Освещенность кабины ЛДИ должна быть не менее 100 лк на уровне пола. Освещенность должна быть равномерно распределена, т.е. не допускается сфокусированное освещение. |
4.14. Окраска элементов кабин ЛДИ и посадочных площадок должна быть матовой и не должна создавать бликов. |
4.15. Напротив дверей шахты ЛДИ на каждой посадочной площадке должен быть указан номер этажа, доступный для зрительного восприятия пользователя из кабины. Высота цифр номера этажа - не менее 170 мм. |
|
5. Требования к устройствам систем управления, |
cигнализации доступных для инвалидов пассажирских лифтов |
и средствам информационного обеспечения пользователей |
|
5.1. Система управления ЛДИ должна быть кнопочная, соответствовать ГОСТ 28911 и отвечать требованиям доступности для пользователей с нарушением статодинамической функции и (или) функции зрения и слуха. |
5.2. В систему управления и сигнализации ЛДИ могут входить следующие элементы, установка и исполнение которых зависят от физических расстройств функций организма пользователей, на обслуживание которых рассчитан лифт: |
а) элементы управления и контроля: |
- кнопочные посты управления, включающие: |
кнопки вызовов на посадочных площадках, |
кнопки приказов в кабине, |
кнопки открытия и закрытия дверей или кнопка экстренной остановки (кнопка <Стоп> в соответствии с 6.3.4 [6] в кабине, |
кнопки аварийного вызова; |
- элементы контроля свободы дверного проема; |
б) элементы сигнализации в кабине и на посадочных площадках: |
- световые указатели направления движения в кабине и на посадочных площадках; |
- световые указатели местоположения кабины; |
- звуковые и световые сигналы в кабине; |
- синтезаторы речи. |
5.3. Кнопки на кнопочных постах вызовов на посадочных площадках и управления в кабине ЛДИ должны быть не менее: |
- высотой или шириной при прямоугольном исполнении 20 мм; |
- диаметром при круглом исполнении 25 мм; |
- площадью 490 мм2. |
5.4. На кнопочном посту в кабине ЛДИ кнопка приказа для движения на основной посадочный этаж должна быть выделена каким-либо из следующих способов или одновременно несколькими способами, указанными ниже: |
а) высота или размеры кнопки превышают высоту или размеры других кнопок; |
б) расстояние от кнопки до соседних кнопок больше расстояния между другими кнопками; |
в) на лицевой поверхности кнопки делается выступ (рельеф звезды, точки и т.п.), который чувствуется при прикосновении пальца; |
г) вертикальная ось кнопки смещена относительно вертикальной оси других кнопок; |
д) сигнал о регистрации принятия приказа отличается от сигнала регистрации приказа для движения на другие этажи. |
Допускается применение других способов выделения кнопки приказа для движения на основной посадочный этаж. |
Примечание. Световой сигнал о регистрации приказа может быть зеленого цвета. |
|
5.5. Кнопки на кнопочных постах управления должны быть нажимного типа с подвижным толкателем. |
Допускается использование других типов кнопок, усилие воздействия на которые для их срабатывания находится в пределах, указанных в 5.6. |
Подвижная часть кнопки должна визуально и (или) осязательно выделяться на панели управления в кабине и на посту вызовов на посадочной площадке. |
5.6. Срабатывание элементов управления и контроля следует проводить при приложении усилия на подвижную часть кнопок не менее 2,5 Н и не более 5,0 Н. |
5.7. Расстояние между подвижными частями соседних кнопок нажимного типа или частями кнопок, воспринимающими воздействие пользователя у кнопок другого типа, должно быть 10 - 15 мм. |
Допускается увеличение этого расстояния, но оно должно быть не более 100 мм. |
5.8. Горизонтальные оси кнопок вызовов на посадочной площадке и кнопок управления в кабине следует размещать относительно уровня пола посадочной площадки и кабины на расстоянии, мм: |
- для нижней кнопки - не ниже 900; |
- для верхней кнопки - не выше 1200. |
5.9. Вертикальные оси кнопок на кнопочном посту управления в кабине должны находиться на расстоянии 300 - 500 мм от внутреннего угла со стороны входного проема. |
5.10. Цвет кнопочного поста управления в кабине должен контрастно отличаться от цвета стенки кабины. |
5.11. Цвет панели кнопочного поста вызовов на посадочной площадке должен контрастно отличаться от цвета передней стены шахты, на которой он установлен. |
5.12. Цвет кнопок должен контрастно отличаться от цвета панели кнопочного поста управления в кабине и панели кнопочного поста вызовов на посадочных площадках. |
5.13. Обозначения на кнопках <Стоп>, открытие и закрытие дверей и аварийного вызова, а также номер этажа, для движения на который предусмотрена кнопка приказа на кнопочном посту управления в кабине, могут быть размещены на лицевой стороне кнопки или рядом с ней на панели. Номер этажа должен быть рельефно обозначен арабскими цифрами высотой не менее 12 мм. Высота рельефа и толщина должны быть (1,0 +/- 0,2) мм. |
У ЛДИ, предназначенных для транспортирования пользователей с нарушением функций зрения, эта информация должна располагаться на панели с правой стороны от кнопки. |
5.14. После нажатия кнопок, включая кнопку аварийного вызова на посту управления в кабине ЛДИ или вызовов на посадочной площадке, должна быть подана информация о принятии команды системой управления лифта. |
5.15. При остановке ЛДИ на каком-либо этаже в кабине должен включаться световой указатель с цифровым изображением, высвечивающий номер соответствующего этажа, и световой индикатор направления движения кабины (стрелка - вверх или стрелка - вниз). |
5.16. Для информирования пользователей с нарушением функций зрения о регистрации вызова (приказа) и направлении движения кабины ЛДИ после ее остановки визуальная информация внутри кабины и на посадочных площадках должна дублироваться звуковой информацией. |
При этом звуковая информация о дальнейшем движении вверх или вниз должна различаться. |
Звуковые сигналы, извещающие о направлении движения кабины ЛДИ, должны подаваться: один раз - при движении кабины вверх и два раза - при движении кабины вниз. |
Звуковые сигналы должны быть в пределах 35 - 55 дБА. Длительность одного сигнала - не менее 0,5 с. |
Вместо звукового сигнала можно применять речевой информатор номеров этажа, на котором совершена остановка кабины ЛДИ, а также речевой оповещатель направления движения кабины, который воспроизводит слова "вверх" или "вниз". |
5.17. Для слепоглухих пользователей должна обеспечиваться информация как для слепых. |
5.18. Указатели местоположения и направления движения кабины ЛДИ следует размещать в ее верхней части над дверным проемом или сбоку от него. Рекомендуется горизонтальное исполнение указателей. |
5.19. Указатель направления движения кабины ЛДИ на посадочных площадках должен размещаться относительно уровня пола на расстоянии не менее 1800 мм и не более 2500 мм. |
5.20. Стрелки, указывающие направление движения кабины ЛДИ, должны иметь размеры, мм: |
- в кабине - ширина и высота... 40 - 60; |
- на посадочных площадках - ширина... не менее 50 мм, высота... не менее 70 мм. |
5.21. Высота цифр в указателях местоположения кабины ЛДИ должна быть не менее 40 мм. |
5.22. Кабина ЛДИ, имеющая два выхода (проходная кабина), должна быть оснащена двумя комплектами управляющих и сигнальных устройств, размещенными возле каждой двери. |
5.23. Для обеспечения возможности беспрепятственного входа и выхода пользователя в прибывающую по вызову или приказу кабину ЛДИ должна быть обеспечена выдержка времени не менее 10 - 15 с перед автоматическим закрыванием дверей кабины и шахты. |
5.24. Закрытие дверей кабины ЛДИ, в которой находится пользователь, должно выполняться при нажатии кнопки приказа для движения на нужный ему этаж. |
5.25. В случае начала закрытия автоматических дверей кабины ЛДИ и шахты при нахождении в дверном проеме пользователя, должно быть обеспечено реверсирование направления движения створок. Повторное закрытие дверей может начаться не ранее чем через 5 с, если в кабине лифта и проеме отсутствует пользователь. Если пользователь вошел в кабину, то должно выполняться требование 5.24. |
|
|
|
|
|
Приложение А |
(справочное) |
|
БИБЛИОГРАФИЯ |
|
[1] СНиП 21-01-97. Противопожарная безопасность зданий и сооружений |
[2] СНиП 2.08.01-89. Жилые здания |
[3] СНиП 2.08.02-89. Общественные здания и сооружения |
[4] СНиП 2.09.02-85. Производственные здания |
[5] СНиП 2.09.04-87. Административные и бытовые здания |
|
КонсультантПлюс: примечание. |
"Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов" утратили силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 10.08.2006 N 760. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 N 31 утверждены "Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов. ПБ 10-558-03". |
|
[6] Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ), 1992 г. |
ГОСТ Р 51631-00 Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов.
21 Апреля 2020 0:00
// Госты
ГОСТ Р 51631-00
В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев
Категории
Это интересно